Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобиля

Главной целью подготовки курсантов является привитие им практических навыков по вождению и техническому обслуживанию автомобилей, без которых невозможно обеспечить эффективное и безаварийное использование автомобиля по назначению, а так же поддержание его в технически исправном состоянии. В подготовке водителей эти два направления являются основными. Они опираются на знания, полученные учащимися на теоретических занятиях. Обучение практическим навыком проводится после того, как учащиеся уже приобретут определенный запас теоретических знаний.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

— управлять автомобилями в различных дорожных условиях, днем и ночью;

— буксировать автомобили на гибкой и жесткой сцепках;

— уметь выполнять техническое обслуживание изучаемых автомобилей;

— уметь устранять возникающие в пути эксплуатационные неисправности;

— принимать меры по экономии топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов;

— обеспечивать надежное крепление и сохранность грузов, принимать меры безопасности при работе на автомобиле.

В учебном процессе обучения вождению автомобиля роль мастера является ведущей. От его деятельности в конечном счете зависит качественный уровень профессионального формирования водителя транспортного средства.

Одним из важнейших факторов, определяющих успех мастера в обучении вождению, является психологическое воздействие на обучаемого.

Мастер должен быть требовательным, принципиальным, и в тоже время скромным и выдержанным. Он должен устанавливать деловой контакт с обучаемыми с учетом индивидуальных особенностей каждого из них, быть примером в соблюдении трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка, правил и безопасности дорожного движения.

Мастер всегда обязан помнить, что он является не только преподавателем технических знаний, но и воспитателем, пропагандирующим важность выполнения требований правил   безопасности движения.

Он должен настойчиво, спокойно и терпеливо добиваться от обучаемого правильного понимания задач при выполнении отдельных приемов управления автомобилем путем индивидуального подхода, с учетом психологии каждого обучаемого и применения совершенной методики обучения вождению.

Совершенно недопустимы во время обучения грубость, окрики, оскорбительные выражения в обращении с обучаемыми. Это приводит к отрицательному психологическому воздействию на обучаемого, вызывает нервозность, растерянность, неуверенность, обиду и, как следствие, резкое снижение усвояемости им приемов управления автомобилем. В этом случае мастер теряет авторитет и уважение обучаемых.

Для планирования занятий с учебной группой мастер составляет график очередности обучения вождению.

Готовясь к проведению занятий, мастер должен изучить методические материалы и составить план проведения занятий с распределением учебного времени.

Каждое занятие по вождению проводиться в определенной последовательности и состоит из вступительной, основной, заключительной части.

Во вступительной части каждого занятия мастер осматривает внешний вид обучаемого, обращая внимание на одежду, которая не должна стеснять движения и особенно на обувь; сверяет номер отрабатываемого упражнения с записью в книжке индивидуального учета вождения. Затем коротко объясняет обучаемому содержание и цели упражнения, заданий, которые предстоит отработать. Уделяет внимание на основные приемы управления и ошибки, которые наиболее часто допускает обучаемый при выполнении этого упражнения.

В основной части занятия отрабатываются новые задания, предусмотренные изучаемым упражнением. Задания отрабатываются в такой последовательности: в начале мастер объясняет порядок и приемы выполнения задания, в необходимых случаях показывает сам как это делать, а за тем обучаемый тренируется под руководством мастера в выполнении указанного задания самостоятельно в пределах отведенного времени.

Такое построение занятия снижает утомляемость обучаемых, повышает интерес и внимание к отработке новых приемов и, как следствие, улучшает усвояемость. Следует иметь ввиду, что многократное повторение приемов — это основа методики обучения вождению.

Немаловажное значение в методике обучения имеет умение мастера найти связь техники вождения автомобиля с ориентированием в дорожной обстановке и точным выполнением требований ПДД.

В заключительной части занятия мастер делает разбор допущенных ошибок, указывает на положительные и отрицательные действия обучаемого, объявляет оценку и оформляет учебную документацию.

Продолжительность занятия и успеваемость обучаемого отмечается в книжке учета вождения, а сводный учет вождения — в журнале учета занятий учебной группы.

 

Основные принципы обучения вождению автомобиля

 

В основе всякого обучения лежат дидактические принципы: связь теории с практикой, наглядность, сознательность, систематичность и последовательность, доступность, прочность усвоения знаний, умений и навыков. Эти принципы являются руководящими и при обучении водителей автомобилей.

Обучение вождению эффективно лишь в том случае, если теорию, которую уже овладели учащиеся, тесно связывают с практикой. Необходимо все содержание программы рассматривать в связи с его практической целесообразностью. Из программы выделять главные, первостепенные вопросы, на них делать основной упор и, соответственно отводить больше учебного времени.

Мастер должен сосредоточить внимание на тех работах, которые ученик наиболее часто выполняет самостоятельно и добиться, чтобы за период обучения учащиеся получили по ним наиболее прочные практические навыки. Значительную часть времени мастер должен отводить на то, чтобы привить учащимся практические навыки по выполнению ЕО, КО и отдельных работ ТО (несложных, но очень нужных водителю: заправочных, смазочных, крепежных и некоторых регулировочных работ.)

Весь объем программы обучения практических работ можно разделить на три группы.

В первую группу входят: работы, цель которых привить учащимся практические навыки.

Во вторую группу входят: работы, при выполнении которых учащиеся должны получить умения.

В третью группу входят работы по закреплению и углублению знаний устройства материальной части.

Последовательность обучения — очень важный принцип дидактики. Мастер производственного обучения, переходя к следующему разделу программы, предварительно планирует ход работы, при выполнении которого восстанавливает в памяти учащихся изученное ранее и подготавливает таким образом переход к новому.

Систематичность — очень важный принцип в производственном обучении. Он является одним из основных при выработке у учащихся умений и навыков.

При обучении вождению учащийся не может быть допущен к выполнению очередных упражнений по вождению автомобилей, не изучив соответствующие темы и разделы по правилам движения транспорта и основам безопасности движения. Нарушения этой последовательности снижает качество подготовки водителей.

 

Пример проведения занятия по учебной дисциплине: «Основы управления транспортными средствами категории «В» »

 

План урока

 

Тема урока: Приемы пользования органами управления автомобиля.

 

Тип урока: Комбинированный

 

Цель урока: Привить навыки и координацию движения рук и ног при пользовании рычагами управления.

 

Воспитательная цель: Привить любовь и бережное отношение к технике.

Методическая цель: Дифференцированный подход к ученикам, использование на уроке элементов передовых педагогических технологий. Составление опорных конспектов.

 

Методы обучения: словесный, наглядный.

 

Место проведения: учебная площадка.

 

Время: 2 часа на 1-го учащегося.

 

МТО: автомобиль, комплект ключей, аптечка, огнетушитель.

 

Ход урока

 

  1. I. Организационная часть

— наличие учащихся

— форма одежды

— готовность к занятию

 

П. Актуализация опорных знаний и практические способы действий

— основные части автомобиля

— повторить законы механики и движения.

 

 

Вводный инструктаж

 

Провести инструктаж по технике безопасности, при запуске двигателя автомобиля и вождения. Объяснить назначения и приемы пользования рулем, рычагами и педалями автомобиля. Показать правильную посадку водителя в кабине. Выполнить упражнения пользовании рычагами и педалями.

Объяснить показания контрольных приборов. Показать приемы запуска двигателя автомобиля. Показать приемы пользования. Выполнить упражнения в приемах трогания автомобиля с места, остановки автомобиля с работающим двигателем.

 

III. Формирование способов действий

Развитие навыков руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности. Действие органами управления при трогании с места, движении с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках, плавном и экстренном торможениях, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе).

Трогание с места, движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках. Приемы плавного торможения и остановка.

 

  1. Применение практических знаний, умений и навыков

Самостоятельная работа ученика в выполнении и повторении упражнений показанные мастером производственного обучения приемов пользования органами управления автомобилем (отрабатывать при неработающем двигателе).

 

  1. Текущий инструктаж

Обратить внимание на правильность выполнения приемов пользования органами управления автомобиля. В ходе занятия обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности.

 

  1. Заключительный инструктаж

Подведение итогов выполненных работ, отметить положительные и отрицательные стороны. Проанализировать не удачные моменты. Выставить оценку, сказать о результатах выполненной операции (упражнений).

 

VII. Домашнее задание

 

Повторить основные приемы пользования органами управления автомобиля.

Разработал преподаватель Пожидаев А.О.