Методика обучения вождению на автомобиле на первоначальном этапе, а также навыков управления при маневрировании в ограниченных пространствах (автодром) 

Посадка водителя за рулем.

Оптимальная рабочая поза:

При посадке в автомобиль необходимо удобно разместиться на сиденье. Оно должно быть отрегулировано соответствующим образом. Ноги должны быть свободно поставлены на педали, не вытянуты и не слишком согнуты в коленях. Спина должна удобно опираться на спинку, руки на рулевом колесе должны быть слегка согнуты в локтях. Правильная посадка водителя обеспечивает наименьшую усталость и хорошую видимость дороги.

Если сиденье расположено слишком далеко от органов управления, водитель вынужден подтягиваться вперед, держась за рулевое колесо. При этом спина отрывается от опоры и мышцы постоянно напряжены. Если сиденье выдвинуто слишком далеко вперед, водитель сильно сгибает руки и ноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления, мышцы быстро устают

Основные органы управления

  • руль
  • педаль сцепления
  • педаль тормоза
  • педаль акселератора
  • рычаг управления КПП (переключения передач)
  • рычаг стояночного тормоза («ручник»).

К органам управления также относятся:

  • указатель поворотов
  • включатель габаритных огней
  • переключатель света фар
  • включатель стеклоочистителей
  • включатель зажигания (замок).

Теперь познакомимся с каждым органом управления в отдельности.

РУЛЬ . Мы уже знаем, как правильно держать рулевое колесо. В указанном на рис. 9 положении руки имеют наибольшую свободу управления, готовы к любому быстрому маневру и не устают, так как своим весом лежат на рулевом колесе. Руль надо держать двумя руками, избегать управления одной рукой. Отрывать руку от руля следует только при необходимости, например, при перехвате руля на повороте, при переключении передач, при включении стеклоочистителей на ходу и т. д. Пижонство в управлении одной рукой может привести к неприятности: при наезде колесом автомобиля на препятствие или при проколе колеса руль одной рукой можно не удержать.

ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ . Управляется левой ногой. При отпущенной педали диски в сцеплении замкнуты, при работающем двигателе и включенной передаче через сцепление передается крутящий момент от двигателя на ведущие колеса. При выжатой педали диски разомкнуты и связи двигателя с ведущими колесами нет. В этот момент мы можем беспрепятственно включить нужную передачу.
Рис. 11


Работает педаль сцепления следующим образом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали сцепления производится плавно, как бы в два этапа (рис. 11).

  • Первый этап — при отпускании педали от положения I в положение II выбираются зазоры между дисками в сцеплении. Это движение производится достаточно быстро. Расстояние а составляет примерно 1/3-1/2 от полного хода педали и зависит от правильности регулировки сцепления.
  • Второй этап — при отпускании педали от положения II в положение III диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. Это движение делается плавно с небольшой задержкой.

ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА . Управляется правой ногой. В отличие от педали сцепления педаль тормоза не может быть выжата до упора в пол. Упор педали мы почувствуем в промежуточном положении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективность торможения. Чем меньше скорость движения автомобиля, тем меньшее усилие необходимо прикладывать к тормозной педали. В противном случае будет неприятный «кивок» автомобиля.

ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА . Управляется так же, как и педаль тормоза – правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя педалями. Нам нужно или движение (акселератор), или замедление (тормоз). Педаль акселератора работает в очень небольшом диапазоне. Режим работы плавный. Работающий двигатель при нажатии на педаль отреагирует увеличением оборотов.

РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ КПП . Управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, соответствующее конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую свободу перемещения в поперечном направлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач включать. Включение передачи производится продольным перемещением рычага вперед или назад.
Рис. 12

Снимок экрана 2015-11-02 в 9.13.34
Для 4-ступенчатой КПП возможна схема, показанная на рис. 12. Для вашего же автомобиля схема переключения передач указана в инструкции по эксплуатации автомобиля.

РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА . Управляется правой рукой. При движении автомобиля рычаг должен быть полностью опущен вниз, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). При затягивании рычага прослушиваются характерные щелчки срабатывания храпового устройства (их должно быть 3-4). Для отпускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась нажатию, рычаг следует потянуть вверх, после чего нажать кнопку и опустить рычаг вниз.

Приемы действия органами управления.

Рулевое колесо следует держать двумя руками. Правильное положение рук соответствует положению стрелок часов «без четверти три». В зависимости от роста водителя и регулировки сиденья допустимы положения «без десяти минут два» и «без десяти минут четыре». Такие положения рук на рулевом колесе обеспечивают наибольшую точность управляющих действий.

Рулевое колесо нужно держать свободно. Нельзя сильно сжимать обод рулевого колеса, а тем более применять «замки» на пальцах. От такого хвата руки быстро устают. Только в случае крайней необходимости рулевое колесо следует держать очень крепко: при движении по неровным дорогам, обледенелым участкам и т.п. При поворотах рулевое колесо нужно тянуть вниз, а не толкать его вверх.

При переключении передач, включении и выключении указателей поворота, при торможении стояночным тормозом автомобилем управляют одной рукой. В этом случае рулевое колесо нужно удерживать крепче обычного. При движении задним ходом левую руку устанавливают на рулевом колесе в положении «12 часов», правая рука может опираться на спинку соседнего сиденья, а туловище и голову поворачивают вправо и назад для наблюдения за дорогой позади автомобиля.

Скорость поворота рулевого колеса должна быть соизмерима со скоростью движения автомобиля. Рулевое колесо должно поворачиваться плавно.

Педаль управления дроссельной заслонкой (подачей топлива) нажимается передней частью стопы, опираясь на каблук, а педали сцепления и тормоза – средней частью стопы. На педаль сцепления нажимают быстро, но не резко, а отпускают ее плавно, особенно в конце рабочего хода. При служебном торможении на тормозную педаль нажимают плавно, особенно во второй половине ее рабочего хода. Отпускают тормозную педаль быстро.

При движении левую ногу следует располагать рядом с педалью сцепления и без напряжения мышц. Нельзя держать ноги на педалях сцепления или тормоза.

Пуск и прогрев двигателя.

Перед пуском двигателя необходимо проверить уровень масла в картере, топлива в баке и охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также затянуть стояночный тормоз и поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Прогретый карбюраторный двигатель пускают стартером при открытой воздушной заслонке карбюратора. Стартер нужно включать не более трех раз на 8-10 секунд с интервалами 15-20 секунд. После пуска двигателю нужно дать несколько секунд поработать, и добившись устойчивой работы на малых и средних частотах вращения коленчатого вала, начать движение. Для пуска прогретого дизельного двигателя предварительно включают подачу топлива и отпускают выключатель стартера при начале устойчивой работы.

Холодный карбюраторный двигатель при температуре ниже –15 0С пускают в такой последовательности:

—        подкачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;

—        закрывают жалюзи радиатора;

—        прикрывают до упора воздушную заслонку карбюратора;

—        пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал на 10-12 оборотов;

—        выключают сцепление;

—        включают зажигание;

—        включают стартер, но не более чем на 10 секунд.

После того, как двигатель начал работать, утапливают кнопку воздушной заслонки на 1/4-1/3 ее хода до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя, дают ему поработать 1-3 минуты. Затем увеличивают частоту вращения коленчатого вала до средней и продолжают прогрев до температуры охлаждающей жидкости 40-50 0С, постепенно утапливая кнопку воздушной заслонки. Начинать движение можно после прогрева двигателя до 70 0С.

При более низкой температуре пуск двигателей затруднен из-за повышения вязкости моторного масла, ухудшения распыления и испарения топлива, уменьшения емкости аккумуляторной батареи.

На прогрев двигателя на месте уходит много времени, расходуется много топлива, но износ двигателя наименьший.

При прогреве двигателя в движении минимальны потери времени (двигатель под нагрузкой прогревается быстрее), расход топлива меньший, но износ его будет большим, особенно если двигатель работает на больших оборотах. Такой способ прогрева допустим, если после начала движения дорога будет ровной и горизонтальной, если не будет перекрестков и хотя бы 1-1,5 километра можно проехать без остановки и переключения передач. Это связано с тем, что холодный двигатель не развивает тяги.

При частичном прогреве двигатель прогревается до средней температуры 20-30 0С, затем начинается движение. Двигатель работает более устойчиво, чем холодный, его износ и расход топлива сокращаются.

Трогание автомобиля с места.

При трогании автомобиля с места преодолеваются силы сопротивления качению, подъему и инерции. Трогание с места на сухой ровной твердой дороге производят в следующей последовательности:

—        включают левый указатель поворота;

—        выключают сцепление;

—        включают первую передачу;

—        незначительно увеличивают частоту вращения коленчатого вала;

—        выключают стояночный тормоз;

—        медленно включают сцепление и увеличивают частоту вращения коленчатого вала;

—        после начала движения продолжают плавно отпускать педаль сцепления до конца и снимают ногу.

При трогании автомобиля на мягком грунте, в песке, в снегу, на подъеме необходимо при включении сцепления устанавливать повышенную частоту вращения коленчатого вала тем большую, чем больше сопротивление грунта, подъем или загрузка автомобиля. На скользких дорогах при трогании устанавливают наименьшую частоту вращения.

При трогании автомобиля на подъеме, во избежание скатывания назад, следует: выжать педаль сцепления, включить первую передачу, медленно отпустить педаль сцепления и одновременно увеличить частоту вращения коленчатого вала. В момент, когда сцепление должно начать включаться, плавно отпускают стояночный тормоз, увеличивают подачу топлива и полностью отпускают педаль сцепления. Если двигатель заглох, и автомобиль начал скатываться, его немедленно затормаживают любым тормозом, затягивают стояночный тормоз и производят запуск двигателя.

 

     Переключение передач.

Начав движение, водитель должен стремиться перейти на высшую передачу на возможно более коротком отрезке пути. Длительное движение на низших передачах приводит к перерасходу топлива, перегреву двигателя, интенсивному изнашиванию деталей двигателя и трансмиссии.

Разгон автомобиля выполняют последовательным переключением передач в восходящем порядке. Порядок переключения следующий:

—        разгон автомобиля;

—        выключение сцепления, одновременное освобождение педали «газа»;

—        перевод рычага переключения передач в положение очередной передачи;

—        плавное освобождение педали сцепления и увеличение подачи топлива.

 

Торможение двигателем выполняют последовательным переключением передач в нисходящем порядке с такой последовательностью:

—        освобождение педали «газа» и быстрое выключение сцепления;

—        перевод рычага в положение очередной низшей передачи;

—        увеличение частоты вращения коленчатого вала и плавное включение сцепления.

При переключении передач во время движения педаль сцепления можно отпускать быстрее, чем при трогании с места, но при этом увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы она соответствовала включенной передаче и скорости движения. Не должно быть толчка назад при отпускании сцепления, а затем толчка вперед при нажатии на педаль «газа».

При разгоне автомобиля необходимо ограничивать максимальную частоту вращения коленчатого вала при движении на промежуточных передачах, что способствует уменьшению расхода топлива, снижению изнашивания деталей двигателя и трансмиссии.

    

     Торможение автомобиля.

Во всех случаях, кроме аварийных, торможение должно выполняться плавно. Чем выше скорость движения автомобиля, тем торможение должно быть более плавным.

Необходимо избегать торможения на поворотах, особенно автомобилей с высоко расположенным грузом, при неодинаковом сцеплении колес правой и левой сторон с дорогой, при движении с боковым креном.

Применяя экстренное торможение, водитель должен наблюдать за траекторией движения автомобиля. При начавшемся заносе следует отпустить тормозную педаль.

На дорогах со скользким покрытием нужно применять прерывистое торможение, периодически нажимая на тормозную педаль и быстро ее отпуская. Сила нажатия на тормозную педаль увеличивается по мере снижения скорости, но это не должно приводить к блокировке колес. Торможение необходимо осуществлять на включенной передаче и выключать сцепление следует непосредственно перед остановкой автомобиля.

Упражнения на автодроме

 Эстакада.

Чаще это упражнение называют «Горка».
Задача данного упражнения — трогание с места на подъеме, не  допуская отката автомобиля назад.

Снимок экрана 2015-11-02 в 9.14.08
Порядок выполнения:
1. Подъехать к линии «Старт», остановиться, выключить передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз
2. Тронуться сместа и подъехать к линии «Стоп» на эстакаде, остановиться.
3. После остановки зафиксировать положение автомобиля стояночным тормозом. Педаль тормоза отпускаем.
4. Теперь необходимо тронуться с места на подъеме. Откат автомобиля в момент трогания не должен превышать 0,3м. (При сдаче экзамена трогание на подъеме осуществляется с использованием стояночного тормоза. В условиях реального движения трогание на подъеме совершается чаще удобнее с помощью быстрого переноса правой ноги с педали тормоза на педаль газа.)
5. Подъехать к линии «Стоп» в конце эстакады и остановиться, поставить автомобиль на ручной тормоз.

Змейка
Задача — объехать все фишки, не выходя за пределы габаритов змейки. При выполнении данного упражнения необходимо правильно и быстро вращать руль.

Снимок экрана 2015-11-02 в 9.15.00
Порядок выполнения:

  1. Подъехать к линии «Старт», остановиться, выключить передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз.
    2. Проехать все змейку до «Стоп — линии»
    3. Подъехать к линии «Стоп», остановиться, выключить передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз.

Паралельная парковка задним ходом
Задача — въехать в ограниченное пространство задним ходом (имитируя въезд между двумя автомобилями)

Снимок экрана 2015-11-02 в 9.15.38
Порядок выполнения:
1. Подъехать к линии «Старт», остановиться, выключить передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз.
2. Проезжаем по прямой место куда необходимо запарковаться и затем вращая руль  и ориентируясь на фишки ограничивающие парковочное место осуществляем заезд.
3. После остановки  выключить передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз.

Разворот

Задача — совершить разворот автомобиля в ограниченном пространстве при одноразовом включении задней передачи.

Снимок экрана 2015-11-02 в 9.16.11

Порядок выполнения:
1. Подъехать к линии «Старт», остановиться, выключить передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз.
2. Развернуться в пределах ограниченного места при одноразовом включении передачи заднего хода.
3. Подъехать к линии «Стоп», остановиться, выключить передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз.

Въезд в бокс задним ходом
Задача — въехать задним ходом в ограниченное пространство. (В жизни это может быть заезд в гараж, а чаще всего это способ парковки автомобиля на стоянках торговых центрах).

Снимок экрана 2015-11-02 в 9.16.46
Порядок выполнения:
1. Подъехать к линии «Старт», остановиться, выключить передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз.
2. Въехать в бокс задним ходом.
3. Остановиться, выключить передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз.